Архив статей

Ответственность за незаконное предпринимательство

    Действующее законодательство Украины определяет ответственность за нарушение порядка осуществления предпринимательской (хозяйственной) деятельностью.
     Так, согласно ст. 164 Кодекса об административных правонарушениях, осуществление хозяйственной деятельности без государственной регистрации как субъекта хозяйствования или без получения лицензии на проведение определенного вида хозяйственной деятельности, которая подлежит лицензированию согласно закону, или осуществление таких видов хозяйственной деятельности с нарушением условий лицензирования, а так же без получения разрешения, другого документа разрешительного характера, если его получение предусмотрено законом (кроме случаев применения принципа молчаливого согласия), - влечет за собой наложение штрафа от двадцати (340 грн.) до ста (1700 грн.) необлагаемых минимумов доходов граждан с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства, сырья и денег, полученных вследствие совершения этого административного правонарушения, или без такового. Действия, предусмотренные частью первой этой статьи, совершенные лицом, которое на протяжении года было подвергнуто административному взысканию за тоже самое правонарушение, или связанные с получением дохода в больших размерах, - влекут за собой наложение штрафа от ста до пятисот необлагаемых минимумов доходов граждан с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства, сырья и денег, полученных вследствие совершения этого административного правонарушения. Предоставление субъектом хозяйствования разрешительному органу или администратору недостоверной информации относительно соответствия материально-технической базы требованиям законодательства - влечет за собой наложение штрафа от сорока до ста необлагаемых минимумов доходов граждан.
     Примечание. Получение дохода в больших размерах имеет место, когда его сумма в тысячу и больше раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан.
     При наложении взыскания учитывается характер совершенного правонарушения, личность правонарушителя, степень его вины, материальное положение, а также обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность. Поскольку же перечень смягчающих ответственность обстоятельств, указанный в статье 34 КоАП не является исчерпывающим, то орган или должностное лицо, налагающее взыскание имеет право признать смягчающим обстоятельство не указанное в законодательстве и соответственно назначить сумму штрафа близкую к минимальному.
     Кроме того, необходимо иметь в виду, что при совершении лицом нескольких административных проступков, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное нарушение. Более серьезным будет признано нарушение с более высокой санкцией за него. Например, при противодействии гражданином должностному лицу органов государственной налоговой службы, выразившемся в недопущении в помещение, которое используется для занятия предпринимательской деятельностью без соответствующей регистрации и получения доходов, может налагаться штраф в размере от десяти до двадцати необлагаемых налогом минимумов доходов граждан. Таким образом, сумма штрафа может вырасти до 340 гривен. Однако необходимо иметь ввиду, что данный случай может иметь место тогда, когда вопрос о наложении взыскания за совершенные проступки рассматривается одновременно.
     Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении, как, например, при занятии предпринимательской деятельностью, - два месяца со дня его обнаружения. При этом истечение указанных сроков, исключает производство по делу об административном правонарушении в силу статьи 247 КоАП. То есть, в этом случае невозможно начать рассмотрение дела по существу, а начатое дело подлежит прекращению.
     О совершении административного правонарушения, уполномоченным на то должностным лицом, в обязательном порядке составляется протокол, который должен содержать время и место совершения правонарушения, должность, Ф.И.О. лица, которое составило протокол, данные о личности правонарушителя, место, время совершения и суть административного правонарушения, нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение, Ф.И.О. свидетелей, если они имеются, пояснения правонарушителя, иные данные, необходимые для разрешения дела. Протокол подписывается лицом, его составившим и правонарушителем. В обязательном порядке при составлении протокола правонарушителю разъясняются права, предусмотренные статьей 268 КоАП, о чем делается соответствующая отметка. Несоблюдение правил составления данного документа дают возможность в последующем оспаривать правомерность наложения и самого взыскания.
     Административное взыскание налагается на основании постановления по делу об административном правонарушении, которое обращается к немедленному исполнению. При определенных обстоятельствах исполнение постановления может быть отсрочено на срок до одного месяца. Если же по истечении трехмесячного срока постановление не было обращено к исполнению, оно не исполняется в связи с истечением сроков давности.
     Порядок обжалования наложенного административного взыскания в виде штрафа предусмотрен как КоАП, так и специальным нормативным актом,- «Положением о порядке подачи и рассмотрения жалоб налогоплательщиков органами государственной налоговой службы», утвержденном приказом Государственной налоговой администрации Украины 23.12.2010 № 1001.
     В соответствии с действующими правилами, обжаловать постановление можно как в вышестоящий орган налоговой администрации, так и в суд.
    Автор статьи: адвокат Морозов А.В. 06 декабря 2012 года

Альфа-Банк UA CPL

Amorozov.in.ua Юридическая консультация по Украине