Архив статей

Кому и чем помогает полиция?

     Никому и ничем. Представление о полиции/милиции как о правоохранительном органе слишком преувеличено и фактически не отвечают реальному положению дел. Состояние этой организации с советских времен не менялось и врядли изменится в будущем. Поэтому любому гражданину необходимо знать, что на самом деле из себя представляет полиция и как себя вести в тех неприятных жизненных моментах, когда приходится с ней пересекаться.
     Первым и главным в этом вопросе является определение истинной сути полиции. Тогда проще будет получить от нее нужное и предотвратить неблагоприятные последствия, когда она первая стучит к вам в дом.
     Полиция, несмотря на громкие заверения законодателя, никого, ни от чего и никогда не защищала, ничего не расследовала и никого не искала. Все эти мероприятия носят лишь оболочку бурной деятельности, а на самом деле сводятся лишь к формальному исполнению очень немногочисленных и крайне неэффективных действий, гордо называемых оперативно-розыскными.
     Даже из университетского курса криминологии, совершенно не стесняясь статистики, любому юристу докладывают, что 95 % всех преступлений «раскрываются» по горячим следам. Это означает, что подавляющее большинство преступников либо не успевают покинуть места происшествия, либо сами сдаются правоохранительным органам. Поэтому деятельность полиции сводится к банальной фиксации обращений о преступлении. Поэтому первое, что следует знать – полиция это своеобразный орган статистики.
     Если полиция постучала в дом, нужно помнить, что намерения ее изначально не могут быть добрыми. Поэтому следует предпринять все меры для защиты: вызвать адвоката, ничего не пояснять, не отвечать на вопросы, уклонятся даже от словесных, неофициальных комментариев. При этом совершенно неважно правы вы или нет, виноваты или невиновны. У полиции нет таких понятий как честность. Есть понятие «показатель» и «план». Поэтому не стоит наедятся ни на «добрых следователей», ни на отзывчивых представителей патрульной службы или наряда, приехавшего к вам якобы на помощь. Никакого сочувствия, а тем более каких-то решительных действий они все равно не предпримут.
     Зная, что полиция это всего лишь статистическое учреждение, нужно успокоится и лишь получать от них некоторые документы, которые могут помочь при судебном разбирательстве. Этому есть ряд причин, прямо указанных в уголовно-процессуальном кодексе Украины. Предлагаю их разобрать немного детальнее.
     Любое обращение в полицию по закону должно фиксироваться. В действующей практике существуют две формы обращения в полицию: путем устного заявления, оформляемого в соответствующем управлении полиции (либо у участкового) протоколом опроса, либо в виде собственноручно написанного заявления, которое сдается в канцелярию полиции. 
     В любом случае следует требовать документального подтверждения получения заявления. В первом из указанных вариантов заявителю предоставляется так называемый «корешок», маленькая отрывная бумажная полоска, с указанием номера и даты обращения. Во втором случае – это второй экземпляр заявления со штампом о получении. Без этих документов можно даже не ожидать каких-то самостоятельных действий полиции.
     Любое заявление о преступлении подлежит регистрации в реестре досудебных расследований. Однако, несмотря на очень ясные указания та такую обязанность правоохранительных органов, мытарства потерпевших от преступления граждан начинаются именно с этого момента.
     Вопреки закону полиция редко вносит заявления в реестр, чаще вынося диаметрально противоположные закону заключения об отсутствии оснований для внесения заявления в реестр. В этом случае нужно понимать для чего именно необходимо внесение в реестр. Если речь идет об установлении самого факта противоправного нарушения достаточно получения заключения с верным изложением обстоятельств нарушения и результатов опроса виновных лиц. При этом необходимо уже через несколько дней после обращения в полицию требовать указания исполнителя по данному вопросу, чтобы можно было добиться качественного составления заключения.
     В том случае, когда требуется привлечение к ответственности виновных в преступлении лиц, следует пройти процедуру откровенной борьбы со следственными органами. Она почти всегда складывается из таких этапов:
     1. Обжаловать через суд отказ или игнорирование заявления о преступлении и внесении его в реестр досудебных расследований. Учитывая, что обжалование действий или бездействия следователя возможно лишь в течение 10-ти дней (ст. 304 УПК Украины), нужно вложиться в этот срок с учетом конкретной ситуации. Срок на обжалование можно исчислять уже со следующего дня с момента обращения с заявлением, т.к. оно подлежит внесению в реестр с течение суток (ч. 1 ст. 214 УПК Украины).
     2. После постановления судом определения об обязательстве следователя рассмотреть и внести заявление о преступлении в реестр, необходимо проконтролировать его получение и исполнение следователем. Положительным исходом будет роспись в памятке прав и обязанностей потерпевшего. В случае игнорирования или откровенного неисполнения определения суда, необходимо обратиться с заявлением о привлечении к уголовной ответственности за неисполнение решения суда.
     3. Следственные действия начинаются с момента внесения в реестр заявления о преступлении (ч. 2 ст. 214 УПК Украины). Закон предусматривает максимум 2-х месячный срок на их проведение (согласно ст. 219 УПК Украины). Однако он начинается с момента предъявления подозрения, а сроков здесь закон не устанавливает. Именно этой малозаметной особенностью закона полиция свободно злоупотребляет, расследуя самые простые преступления порой годами.
    4. Однако отсутствие сроков на предъявление подозрения вовсе не свидетельствует о полной неконтролируемости следователя. Хоть и иллюзорная, но возможность понуждения его к активным действиям есть. Она реализуется путем подачи ходатайств о проведении конкретных следственных действий (ст. 220 УПК Украины) и контроля их рассмотрения путем обжалования бездеятельности. Также существует некоторая надежда на воздействие со стороны прокуратуры, указания которой являются для следователя обязательными (ст. 36 УПК Украины). Совокупность ходатайств и жалоб на их неисполнение в суд является предметом работы адвоката потерпевшего.
     Другой стороной взаимодействия с полицией является защита от обвинений в совершении преступления. На этом этапе следователь принимает тактику изматывающих многократных допросов, истребования документов и др.
     Любое общение со следователем начинается со статуса свидетеля, который в мгновение ока становится подозреваемым, как только объем тех показаний, которые предварительно получаются следователем в дружественно располагающей обстановке, становится критическим для допрашиваемого.
     Поэтому никогда не стоит забывать, что следователь это всегда враг и никакие его заискивающе любезные расшаркивания не являются искренними. К этому нужно привыкнуть сразу и любое первоначальное общение свести к минимуму. Начинать нужно с самого порядка вызова к следователю. Ни в коем случае не срываться к нему по телефонному звонку, а только при наличии правильно оформленного и врученного вызова (ст. 135-137 УПК Украины). При этом нужно знать, что сам закон предоставляет множество возможностей неявки: нахождение в командировке, на лечении и даже в отпуске (ст. 138 УПК Украины). Только после настоятельного требования и надлежаще оформленного вызова к следователю можно явится. При этом целесообразно занять такую же позицию, которую он занимает в отношении свидетеля – как можно больше получать информации и как меньше ее давать. Рекомендуется с самого начала спросить следователя по какому поводу произведен вызов. Пытаясь войти в доверие, следователь сам все выложит, совершенно не ожидая вашего дальнейшего поведения. А оно всегда должно быть одинаковым – отказ от дачи показаний на основании ст. 63 Конституции Украины. Независимо от того, виновен свидетель или нет на самом деле, запугивает следователь ответственностью за отказ от дачи показаний или упрашивает ответить хотя бы на часть вопросов. Это охладит пыл следователя и даст возможность после визита на допрос осмыслить полученную первично информацию, которую следователь небрежно выкладывает в самом начале. Отвечать на поставленные вопросы и вообще как-либо участвовать в допросе следует только с момента предъявления подозрения и только по ранее обдуманному и согласованному с адвокатом плану.
     Примерно такую же жесткую позицию нужно занять при истребовании следователем документации. Если он обращается устно или письменно нужно указать ему на четко установленный законом порядок предоставления судом временного доступа к документам (Глава 15 УПК Украины). Тактика следователя очень простая – он не пытается расследовать преступление или найти виновных, он старается как можно больше собрать информации о всех участниках следствия, чтобы совершенно без зазрения совести нею манипулировать. Поэтому информации нужно давать как можно меньше и только в случае самой крайней настойчивости следователя, порциями и четко по тем документам, которые ему разрешит суд.
     Дальнейшие действия на следствии и в суде стоит тщательно продумывать с учетом вышеизложенных рекомендаций.
     Автор статьи: адвокат Морозов А.В. 29 июля 2016 года.

     Никому и ничем. Представление о полиции/милиции как о правоохранительном органе слишком преувеличено и фактически не отвечают реальному положению дел. Состояние этой организации с советских времен не менялось и врядли изменится в будущем. Поэтому любому гражданину необходимо знать, что на самом деле из себя представляет полиция и как себя вести в тех неприятных жизненных моментах, когда приходится с ней пересекаться.
     Первым и главным в этом вопросе является определение истинной сути полиции. Тогда проще будет получить от нее нужное и предотвратить неблагоприятные последствия, когда она первая стучит к вам в дом.
     Полиция, несмотря на громкие заверения законодателя, никого, ни от чего и никогда не защищала, ничего не расследовала и никого не искала. Все эти мероприятия носят лишь оболочку бурной деятельности, а на самом деле сводятся лишь к формальному исполнению очень немногочисленных и крайне неэффективных действий, гордо называемых оперативно-розыскными.
     Даже из университетского курса криминологии, совершенно не стесняясь статистики, любому юристу докладывают, что 95 % всех преступлений «раскрываются» по горячим следам. Это означает, что подавляющее большинство преступников либо не успевают покинуть места происшествия, либо сами сдаются правоохранительным органам. Поэтому деятельность полиции сводится к банальной фиксации обращений о преступлении. Поэтому первое, что следует знать – полиция это своеобразный орган статистики.
     Если полиция постучала в дом, нужно помнить, что намерения ее изначально не могут быть добрыми. Поэтому следует предпринять все меры для защиты: вызвать адвоката, ничего не пояснять, не отвечать на вопросы, уклонятся даже от словесных, неофициальных комментариев. При этом совершенно неважно правы вы или нет, виноваты или невиновны. У полиции нет таких понятий как честность. Есть понятие «показатель» и «план». Поэтому не стоит наедятся ни на «добрых следователей», ни на отзывчивых представителей патрульной службы или наряда, приехавшего к вам якобы на помощь. Никакого сочувствия, а тем более каких-то решительных действий они все равно не предпримут.
     Зная, что полиция это всего лишь статистическое учреждение, нужно успокоится и лишь получать от них некоторые документы, которые могут помочь при судебном разбирательстве. Этому есть ряд причин, прямо указанных в уголовно-процессуальном кодексе Украины. Предлагаю их разобрать немного детальнее.
     Любое обращение в полицию по закону должно фиксироваться. В действующей практике существуют две формы обращения в полицию: путем устного заявления, оформляемого в соответствующем управлении полиции (либо у участкового) протоколом опроса, либо в виде собственноручно написанного заявления, которое сдается в канцелярию полиции. 
     В любом случае следует требовать документального подтверждения получения заявления. В первом из указанных вариантов заявителю предоставляется так называемый «корешок», маленькая отрывная бумажная полоска, с указанием номера и даты обращения. Во втором случае – это второй экземпляр заявления со штампом о получении. Без этих документов можно даже не ожидать каких-то самостоятельных действий полиции.
     Любое заявление о преступлении подлежит регистрации в реестре досудебных расследований. Однако, несмотря на очень ясные указания та такую обязанность правоохранительных органов, мытарства потерпевших от преступления граждан начинаются именно с этого момента.
     Вопреки закону полиция редко вносит заявления в реестр, чаще вынося диаметрально противоположные закону заключения об отсутствии оснований для внесения заявления в реестр. В этом случае нужно понимать для чего именно необходимо внесение в реестр. Если речь идет об установлении самого факта противоправного нарушения достаточно получения заключения с верным изложением обстоятельств нарушения и результатов опроса виновных лиц. При этом необходимо уже через несколько дней после обращения в полицию требовать указания исполнителя по данному вопросу, чтобы можно было добиться качественного составления заключения.
     В том случае, когда требуется привлечение к ответственности виновных в преступлении лиц, следует пройти процедуру откровенной борьбы со следственными органами. Она почти всегда складывается из таких этапов:
     1. Обжаловать через суд отказ или игнорирование заявления о преступлении и внесении его в реестр досудебных расследований. Учитывая, что обжалование действий или бездействия следователя возможно лишь в течение 10-ти дней (ст. 304 УПК Украины), нужно вложиться в этот срок с учетом конкретной ситуации. Срок на обжалование можно исчислять уже со следующего дня с момента обращения с заявлением, т.к. оно подлежит внесению в реестр с течение суток (ч. 1 ст. 214 УПК Украины).
     2. После постановления судом определения об обязательстве следователя рассмотреть и внести заявление о преступлении в реестр, необходимо проконтролировать его получение и исполнение следователем. Положительным исходом будет роспись в памятке прав и обязанностей потерпевшего. В случае игнорирования или откровенного неисполнения определения суда, необходимо обратиться с заявлением о привлечении к уголовной ответственности за неисполнение решения суда.
     3. Следственные действия начинаются с момента внесения в реестр заявления о преступлении (ч. 2 ст. 214 УПК Украины). Закон предусматривает максимум 2-х месячный срок на их проведение (согласно ст. 219 УПК Украины). Однако он начинается с момента предъявления подозрения, а сроков здесь закон не устанавливает. Именно этой малозаметной особенностью закона полиция свободно злоупотребляет, расследуя самые простые преступления порой годами.
    4. Однако отсутствие сроков на предъявление подозрения вовсе не свидетельствует о полной неконтролируемости следователя. Хоть и иллюзорная, но возможность понуждения его к активным действиям есть. Она реализуется путем подачи ходатайств о проведении конкретных следственных действий (ст. 220 УПК Украины) и контроля их рассмотрения путем обжалования бездеятельности. Также существует некоторая надежда на воздействие со стороны прокуратуры, указания которой являются для следователя обязательными (ст. 36 УПК Украины). Совокупность ходатайств и жалоб на их неисполнение в суд является предметом работы адвоката потерпевшего.
     Другой стороной взаимодействия с полицией является защита от обвинений в совершении преступления. На этом этапе следователь принимает тактику изматывающих многократных допросов, истребования документов и др.
     Любое общение со следователем начинается со статуса свидетеля, который в мгновение ока становится подозреваемым, как только объем тех показаний, которые предварительно получаются следователем в дружественно располагающей обстановке, становится критическим для допрашиваемого.
     Поэтому никогда не стоит забывать, что следователь это всегда враг и никакие его заискивающе любезные расшаркивания не являются искренними. К этому нужно привыкнуть сразу и любое первоначальное общение свести к минимуму. Начинать нужно с самого порядка вызова к следователю. Ни в коем случае не срываться к нему по телефонному звонку, а только при наличии правильно оформленного и врученного вызова (ст. 135-137 УПК Украины). При этом нужно знать, что сам закон предоставляет множество возможностей неявки: нахождение в командировке, на лечении и даже в отпуске (ст. 138 УПК Украины). Только после настоятельного требования и надлежаще оформленного вызова к следователю можно явится. При этом целесообразно занять такую же позицию, которую он занимает в отношении свидетеля – как можно больше получать информации и как меньше ее давать. Рекомендуется с самого начала спросить следователя по какому поводу произведен вызов. Пытаясь войти в доверие, следователь сам все выложит, совершенно не ожидая вашего дальнейшего поведения. А оно всегда должно быть одинаковым – отказ от дачи показаний на основании ст. 63 Конституции Украины. Независимо от того, виновен свидетель или нет на самом деле, запугивает следователь ответственностью за отказ от дачи показаний или упрашивает ответить хотя бы на часть вопросов. Это охладит пыл следователя и даст возможность после визита на допрос осмыслить полученную первично информацию, которую следователь небрежно выкладывает в самом начале. Отвечать на поставленные вопросы и вообще как-либо участвовать в допросе следует только с момента предъявления подозрения и только по ранее обдуманному и согласованному с адвокатом плану.
     Примерно такую же жесткую позицию нужно занять при истребовании следователем документации. Если он обращается устно или письменно нужно указать ему на четко установленный законом порядок предоставления судом временного доступа к документам (Глава 15 УПК Украины). Тактика следователя очень простая – он не пытается расследовать преступление или найти виновных, он старается как можно больше собрать информации о всех участниках следствия, чтобы совершенно без зазрения совести нею манипулировать. Поэтому информации нужно давать как можно меньше и только в случае самой крайней настойчивости следователя, порциями и четко по тем документам, которые ему разрешит суд.
     Дальнейшие действия на следствии и в суде стоит тщательно продумывать с учетом вышеизложенных рекомендаций.
     Автор статьи: адвокат Морозов А.В. 31 июля 2016 года.

 

Amorozov.in.ua Юридическая консультация по Украине